Педагогам

  

МБОУ "Школа  №115"

Педагогам

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

БЕСЕДА:  Все профессии важны, все профессии нужны.

Беседа по профориентации учащихся «Все работы хороши…»

Беседа по профориентации: «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».

Классный час в 10-м классе на тему «Я  и моя будущая профессия»

Командная игра  «В мир профессий по компасу?»

Профориентационная беседа-диалог «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

 


 

 Работа с учащимися

 Формы ознакомительной профориентацион­ной работы:

·         сообщение на уроках сведений профориентационного характера;

·         профориентационные уроки;

·         лекции, беседы, лектории на темы: «Кем быть?», «Как правильно выбирать профессию?», «Что нужно знать о профессии?», «Соотношение личных и общественных интересов при выборе профессии» и др.;

·         диспуты на темы: «Ты и будущее», «Кем и каким быть?», «Правильно определиться в жизни. Что это зна­чит?» и др.;

·         тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, устные журналы на темы: «За что я люб­лю свою профессию», «Сто дорог — одна твоя» и др.;

·         встречи с представителями различных профессий;

·         экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;

·         дни открытых дверей в профессиональных учеб­ных заведениях;

·         книжные выставки, читательские конференции по книгам о профессиях;

·         встречи с  выпускниками школ по тематике:  «Утверди себя в жизни», «Моя профессия» и др.

Формы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профес­сии:

·         индивидуальные задания профориентационного характера;

·         вечера, недели, месячники науки и техники; праздники профессий

·         рефераты «Моя будущая профессия»;

·         оформление альбомов «Профессии, которые мы выбираем», «Профессии наших родителей», «Ими гор­дится страна»;

·         профориентационные игры;

·         конкурсы сочинений на тему: «Моя будущая про­фессия»;

·         выставки, конкурсы стихов, рисунков о труде и профессиях;

·         кружки технического творчества.

Методы изучения личности школьника в целях профориентации: беседы, наблюдения, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ резуль­татов деятельности, тестирование, аппаратурное иссле­дование, педагогический эксперимент.

Профориентационная работа должна осуществляться дифференцированно в зависимости от уровня сформированности профессионального самоопределения.

В ра­боте с учащимися, которые предварительного выбора профессии еще не сделали, основное внимание надо уде­лить профпросвещению, ознакомлению с миром профес­сий и их классификацией.

Ведущим содержанием работы с учащимися, кото­рые профессию выбрали неосознанно, случайно, будет выступать профконсультация, предварительная профес­сиональная диагностика.

Учащимся, которые будущую профессию выбрали осознанно, надо оказывать помощь в первоначальной профессиональной подготовке.

 


Этапы профессиональной ориентации школьников

 

Этапы
Цель
Педагогические задачи

Этап актуализа­ции проблемы вы­бора профессии (1—4 классы).

Сформировать первоначальное представление о мире труда, по­знакомить с наи­более доступными профессиями.

1.          Развитие потребности в учебном и обще­ственно полезном труде.

2.          Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3.          Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

4.          Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы).

Сформировать об­щественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессия­ми, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и разви­тие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профес­сии.

4. Актуализация проб­лемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудо­выми умениями в опре­деленных видах профес­сионального труда.

Этап формирования

профессио­нального самосоз­нания

 (8—9 классы).

Подготовить уча­щихся к осознанному выбору про­фессии и пути продолжения

образования.

1. Ознакомление с ос­новами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной про­фессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изу­чения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах тру­довой деятельности, мак­симально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального ста­туса

(10—11 клас­сы).

Сформировать убежденность в правильности вы­бора профессии.

1. Формирование зна­ний и умений по опре­деленной профессии.

2.Корректировка про­граммы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перс­пективой трудоустрой­ства, профессионального роста и способами адап­тации к социально-про­изводственным условиям труда по избранной профессии.

 

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания общей средней школы и осознанному выбору профессии и учеб­ного заведения для продолжения образования. Про­фессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной про­фессии.

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения