Работа с учащимися
Формы ознакомительной профориентационной работы:
· сообщение на уроках сведений профориентационного характера;
· профориентационные уроки;
· лекции, беседы, лектории на темы: «Кем быть?», «Как правильно выбирать профессию?», «Что нужно знать о профессии?», «Соотношение личных и общественных интересов при выборе профессии» и др.;
· диспуты на темы: «Ты и будущее», «Кем и каким быть?», «Правильно определиться в жизни. Что это значит?» и др.;
· тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, устные журналы на темы: «За что я люблю свою профессию», «Сто дорог — одна твоя» и др.;
· встречи с представителями различных профессий;
· экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
· дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;
· книжные выставки, читательские конференции по книгам о профессиях;
· встречи с выпускниками школ по тематике: «Утверди себя в жизни», «Моя профессия» и др.
Формы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профессии:
· индивидуальные задания профориентационного характера;
· вечера, недели, месячники науки и техники; праздники профессий
· рефераты «Моя будущая профессия»;
· оформление альбомов «Профессии, которые мы выбираем», «Профессии наших родителей», «Ими гордится страна»;
· профориентационные игры;
· конкурсы сочинений на тему: «Моя будущая профессия»;
· выставки, конкурсы стихов, рисунков о труде и профессиях;
· кружки технического творчества.
Методы изучения личности школьника в целях профориентации: беседы, наблюдения, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, тестирование, аппаратурное исследование, педагогический эксперимент.
Профориентационная работа должна осуществляться дифференцированно в зависимости от уровня сформированности профессионального самоопределения.
В работе с учащимися, которые предварительного выбора профессии еще не сделали, основное внимание надо уделить профпросвещению, ознакомлению с миром профессий и их классификацией.
Ведущим содержанием работы с учащимися, которые профессию выбрали неосознанно, случайно, будет выступать профконсультация, предварительная профессиональная диагностика.
Учащимся, которые будущую профессию выбрали осознанно, надо оказывать помощь в первоначальной профессиональной подготовке.